Славянское население в Албании
А. Селищев
 

Приложение I.

Помещаемые ниже документы извлечены из донесений русских консулов в Битоле и Призрене.
 

№ 1 свидетельствует о злоупотреблениях перекупщиков государственных сёл.

№ 2 регистрирует ряд убийств, грабежей и других насилий в юго-западной Македонии.

№ 3 — жалоба жителей прилепского села Бучин.

№ 4 — обширная докладная записка консула об условиях жизни в западной Македонии. Эта записка представляет не только мартиролог македонских болгар, но заключает в себе и богатые данныя для суждения об экономических и административных тяготах этого населения.

              № № 5—7 (по-французски):
№ 5 — грабежи и убийства в западной Македонии.

№ 6 — дебрские албанцы угоняют стада овец. Грабители и насильники остаются безнаказанными.

№ 7  Важный документ для представления условий жизни в Охриде и в других местах юго-западной Македонии.

Документы № № 1—7 идут из Битольского консульства и извлечены из Архива Мин. Иностр. Дел, V—A2;. Битоліа.

№ 8. Расселение албанцев. Враждебность албанцев-мусульман в отношении к христианам, усилившаяся в последнее время. Албанские поселения в Призренском санджаке.

№ 9. Албанцы и турецкая власть.

№ 10. Возмущение албанцев в Печи.

№ 11. Убийства и грабежи в Призренской области.

№ № 8—11 идут из Призренского консульства. (Архив. Мин. Ин. Дел, IV—2, 1833—1869 г. V—A2, № 675. Призрѣнъ).

Под именем турок и магометан в консульских донесениях из Би-толи и из Призрена представляются в большинстве случаев албанцы. Места, сёла, где действуют эти „турки" указывают на то, что это — албанцы. Для консула было важно указать на враждебные отношения мусульман к христианам. Эти два вероисповедные названия чаще всего и употребляются в донесениях.



№ 1.

Копія съ донесенія Надворнаго совѣтника В. Максимова отъ 15 Ноября 1875 года Г. Чрезвычайному и Полномочному Послу Генералъ-Адьютанту Игнатьеву. № 212.

. . . Первымъ по времени событіемъ, заставившимъ жителей Битоліи жаловаться на администрацію Али-Саибъ-паши и его совѣтниковъ

25 

было притиснѣніе, сдѣланное жителямъ Янковца [в Ресенском крае]. Это болгарское селеніе, проданное въ прошломъ году Дибрянцу Ильясъ-агѣ, было государственымъ имуществомъ и, какъ таковое, пользовалось относительнымъ благосостояніемъ, ибо не подвергалось произволу беевъ. Сверхъ уплаты всѣхъ повинностей, налагаемыхъ турецкою властью на христіанъ, жители Янковца платили государству съ дома 15 піастровъ въ годъ за право пользоваться землею для усадьбы. Новый собственникъ Янковца обратился въ минувшемъ Октябрѣ мѣсяцѣ въ Административный Совѣтъ Битоліи съ просьбою объ увеличеніи этого налога. Въ проэктѣ, представленномъ самимъ Ильясъ-агою, онъ обложилъ всѣ дома платою отъ 15 до 50 піастровъ въ мѣсяцъ. Несмотря на это непосильное для крестьянина требованіе за право жить въ домѣ, имъ самимъ построенномъ, Али-Саибъ-паша встрѣтилъ просьбу Ильяса съ сочувствіемъ и даже выразилъ удивленіе, когда одинъ изъ членовъ Совѣта указалъ на чрезмѣрность требованія. Несмотря на это, Ильясу предложили уменьшить налогъ, что онъ охотно сдѣлалъ, принеся на слѣдующій день въ Административный Совѣтъ другую роспись, которая была принята. Въ силу этого рѣшенія нынѣ поселяне Янковца должны платить за право жить въ домахъ, ими самими построенныхъ, отъ 120 до 420 піастровъ въ годъ, — плата, за которую легко нанять домъ въ городѣ Битоліи. Долгомъ считаю къ сему прибавить, что, по отзыву злыхъ языковъ Битоліи, проведеніе этой мѣры въ помянутомъ Совѣтѣ не дешево обошлось владѣльцу Янковца . . .

 


№ 2.

Копія съ донесенія Надворнаго Совѣтника В. Максимова отъ 29 Ноября 1875 г., № 222, Г. Чрезвычайному и Полномочному Послу Генералъ-Адьютанту Игнатьеву.

Въ донесеніи отъ 4 минувшаго Октября за № 194 я имѣлъ честь доводить до свѣдѣнія Вашего Превосходительства о томъ, какъ много совершается разбоевъ и убійствъ въ раіонѣ ввѣреннаго мнѣ консульства...

Тогда это явленіе можно было объяснить частыми перемѣнами въ Монастырѣ Генералъ-губернатора; но опытъ доказываетъ, что такое предположеніе было-бы неосновательно. Ибо уже болѣе 2-хъ мѣсяцевъ прошло, какъ Али-Саибъ-паша второй разъ занялъ свой теперешній постъ, а положеніе дѣлъ изменилось лишь къ худшему: убійства христіанъ стали чаще и пріобрѣли болѣе жестокій и возмущающій характеръ. По прежнему, турецкая власть оставляетъ большинство преступленій безъ преслѣдованія; если же оно вчиняется, магометане легко освобождаются изъ тюрьмы за неимѣніемъ свидетелей, которые нерѣдко уклоняются отъ показаній изъ страха передъ мщеніемъ со стороны освобожденнаго подсудимаго, поставляющаго contre-свидѣтелей изъ магометанъ, показанія коихъ всегда правдивѣе передъ шаріатомъ, чѣмъ заявленія христіанъ.

Это невыносимое для райевъ положеніе вызвало въ половинѣ сего Ноября отъ жителей Прилепа и Охриды телеграммы къ Великому

26 

Визирю, въ которыхъ они, жалуясь на свою беззащитность, просятъ положить конецъ ихъ бѣдствіямъ.

Частое обращеніе родныхъ убитыхъ за покровительствомъ въ Императорское консульство неоднократно заставляло меня обращаться къ Али-Саибъ-пашѣ съ дружественно-частнымъ заявленіемъ о необходимости принять дѣйствительныя мѣры къ уменьшенію этого зла, безпощадно терзающаго страну. Но я долженъ сознаться, что я не находилъ въ Генералъ-губернаторѣ той доброй воли и той энергіи, о которыхъ своевременно я имѣлъ честь доносить Вашему Прев-ству и который отличали его въ концѣ 1873 г. и въ первой половинѣ 1874 г., скажу болѣе." Али-Саибъ-паша, вполнѣ примирившись съ окружающею средою изъ землевладѣльцевъ (беевь), нерѣдко укрывающихъ убійцъ въ своихт» усадьбахъ (чифтликахъ), употребляетъ всѣ усилія, не гнушаясь и ложью, лишь на то, чтобы слухъ о происходящемъ внутри страны не выходилъ за ея предѣлы. Эта апатія, чтобы не сказать болѣе, Генералъ-губернатора къ исполнежю лежащихъ на немъ обязанностей, имѣя характеръ безсознательнаго, надѣюсь, потворства злодѣяніямъ магометанъ, особенно удивительна теперь, въ виду хотя бы вынужденныхъ и кажущихся благожеланій къ райямъ центральнаго правительства.

Все вышеизложенное и особенно настоятельная потребность внѣшней защиты для здѣшнихъ христіанъ и ихъ твердое упованіе на помощь отъ Императорскаго правительства заставляютъ меня почтительнѣйше представить Вашему Прев-ству перечень убійствъ, совершенныхъ турками надъ христіанами въ теченіе послѣднихъ 8 недѣль въ раіонѣ, мнѣ подвѣдомственномъ.

Въ битолійскомъ уѣздѣ:

1) 3 Октября близъ деревни Светы былъ убитъ пастухъ Василій тремя выстрѣлами изъ ружей турками Маликомъ, Хамзою, Садыкомъ и Феттахомъ, жителями помянутаго сележя. Убійство было совершено днемъ въ присутствіи двухъ другихъ пастуховъ Николая и Ивана. По-водомъ къ нему послужило то, что Василій отказался дать въ судѣ показаніе, какое требовалъ отъ него Ибрагимъ, братъ убійцъ Малика и Хамзы.

Справедливость требуетъ сказать, что это — одно изъ немногихъ дѣлъ, въ которомъ турецкая полиція выказала бдительность при захватѣ убійцъ. Безъ сомнѣнія это еще не ручается, что судъ приговорить ихъ къ галерамъ, — высшее наказаніе, присуждаемое по турецкимъ законамъ, магометанину за убійство райи, когда оно подтверждается свидѣтельствомъ однихъ райевъ, какъ данный случай.

2) 21 Октября въ деревнѣ Трапѣ былъ убитъ христіанинъ, имя котораго неизвестно консульству, Маликомъ, прикащикомъ (кяхъею) Халиль-паши. Свидѣтельство Риза-бея, сына Халиль-паши, о томъ, что Маликъ въ день совершенія убійства оставался въ Битоліи, освободило убійцу отъ преслъдованія.

3) 27 Октября былъ убитъ выстрѣломъ изъ ружья и изрѣзанъ въ куски туркомъ Абдуллою (Дуле), жителемъ деревни Прибыльци, молодой крестьянинъ изъ деревни Сопотницы Силянъ Вильяновъ. Абдулла,

27 

посаженный въ тюрьму по жалобѣ отца убитаго, нынѣ освобожденъ отъ, суда за неимѣніемъ свидѣтелей убійства, тогда какъ его очевцемъ былъ товарищъ Силяна Стойко, а свидѣтелями высказанной Абдуллою угрозы, кромѣСтойко, были двое другихъ молодыхъ поселянъ. Мотивомъ этого преступленія было то, что Силянъ отказался привести изъ Битоліи доски, принадлежавшія Абдуллѣ.

4 и 5) 3 Ноября трое турковъ вошли въ домъ христіанина въ деревнѣ Враньевци и потребовали отъ него деньги. Принесенныхъ піастровъ показалось грабителямъ мало. Когда христіанинъ увѣрялъ, что у него нѣтъ другихъ денегъ, одинъ изъ турковъ крикнулъ: „что ты слушаеть невѣрную собаку? бей его! . . ." Раздался выстрълъ и пуля въ голову положила на мѣстѣ старика. Вбѣжавшій на помощь взрослый сынъ несчастнаго былъ изрубленъ ятаганами.

Консульству неизвѣстны имена этихъ жертвъ; но — достоверно, что битолійская полиція отказала просителямъ преслѣдовать злодѣевъ, мотивируя отказъ позднимъ полученіемъ извѣстія, которое вслѣдствіе далекаго разстоянія отъ города помянутаго селенія не могло быть дано ранѣе двухъ дней.

6) Бывшій деревенскій староста крестьянинъ Ристо былъ убитъ 10 Ноября близъ селенія Цопары четырьмя турками въ отмщеніе за избраніе полевымъ сторожемъ упомянутаго сележя христіанина вмѣсто магометанина. Это убійство также обошлось безъ преслѣдованія.

Въ городѣ Прилепѣ и его уѣздѣ были слѣдующія турецкія злодѣянія:

7) 15 Октября турокъ, извѣстный подъ именемъ Кёръ-каваса, убилъ въ городѣ Прилепѣ христіанина-мельника и не былъ преслѣдуемъ.

8 и 9) Никакого судебнаго преслѣдованія не подняла турецкая власть и по поводу кроваваго событія, случившагося въ городѣ Прилепѣ 1-й сего Ноября, когда турки сдѣлали два выстрѣла изъ ружей по кучкѣ христіанъ, вышедшихъ изъ дома своего родственника по окончаніи свадебнаго обѣда. При этомъ, одинъ изъ христіанъ палъ мертвымъ, а другой умеръ отъ раны черезъ нѣсколько дней.

Одно циническое отношеніе магометанъ къ жизни райи и увѣренность въ безнаказанности объясняютъ это убійство.

10) Крестьянинъ изъ болгарской деревни Црешневой прилѣпскаго уѣзда не жаловался турецкой власти на то, что двое Турковъ ограбили и изранили его въ собственномъ домѣ 31 Октября: ибо онъ знаетъ, что правосудія не найдетъ, а жизнь свою подвергнетъ опасности, такъ какъ тѣ-же люди непременно его убьютъ, мстя за приннесенную на нихъ жалобу.

11) Особенно тяжелое впечатлѣніе на всѣхъ здѣшнихъ христіанъ произвела смерть Божина Станкова, 70-ти лѣтняго старика изъ деревни Кривогащаны, находящейся въ 2-хъ часахъ пути отъ города Прилепа. 11-го сего Ноября днемъ турки напали на этого несчастнаго въ лѣсу, гдѣ онъ рубилъ дрова; вырвали ему языкъ; выжгли порохомъ глаза и, разрубивъ грудь, вынули легкія. Городъ Битолія пришелъ въ оцѣпенѣніе, когда узналъ эти подробности. Уныніе и ужасъ были видны на всѣхъ

28 

лицахъ, — что было тѣмъ естественнѣе, что дней за пять до этого возмутительнаго убійства изъ Прилѣпа было получено въ Монастыре извѣстіе о намъреніи прилепскихъ турковъ перебить христіанъ, какъ людей, сочувствующихъ возстанію въ Герцеговинѣ. Битолійцы думали, что варварское убійство Станкова подаетъ сигналь прилепскимъ магометанамъ къ приведенію ихъ угрозъ въ исполненіе. . .

Въ городѣ Охридѣ и его уъздѣ христіане мрутъ подъ пулями и ножами турковъ. Зд хриспась турецкая власть не только не розыскиваетъ убійцъ, но и освобождаетъ т хриспахъ, которыхъ приводятъ къ ней сами жители.

Такое явленіе представляеть 12-ая въ принятомъ много порядкъ смерть Евтима Ангелова, убитаго 3 Октября въ своемъ виноградникѣ во время сбора винограда. Очевидцы преступленія арестовали убійцу турка и сдали его полицейскому, который возвратилъ ему свободу.

13) Того-же 3 Октября Христо Весселина былъ убить въ городѣ Охридѣ передъ дверьми своего дома, и убійство оставлено безъ разслѣдованія.

14) Также безслѣдно прошла смерть христіанина, убитаго 28 Октября въ деревнѣ Мешевци.

15) 29 Октября въ деревнѣ Гобавци былъ убитъ христіанинъ пастухъ.

16 и 17) Не болѣе дѣятельности въ турецкой администраціи вызвало убійство въ Слатинѣ двухъ священниковъ папа-Ангеле изъ Слатины и папа-Николая изъ кырчовскаго уѣзда. Убійство ихъ случилось 1 Ноября и мотивомъ его былъ одинъ фанатизмъ турковъ противъ христіанскихъ служителей алтаря.

18 и 19) 18 Ноября въ деревнѣ Подгорицы турки убили двухъ женщинъ, при чемъ одной изъ нихъ разрѣзали животъ и выпустили внутренности, — обстоятельство, наведшее ужасъ на весь околотокъ, но не вызвавшее въ турецкой власти желанія открыть преступниковъ.

Наконецъ, долгомъ считаю упомянуть объ убійствахъ, бывшихъ въ другихъ уѣздахъ Монастарскаго санджака.

20 и 21) Въ деревнѣ Экши-су Флоринскаго уѣзда въ начале Ноября былъ убитъ турками одинъ христіанинъ, а жена его задушена.

22) Близъ города Джорджи (Корицы) былъ убитъ сынъ зажиточнаго пастуха Пито, по имени.

Я не могу ручаться, что приведенные случаи исчерпываютъ всѣ убійства въ теченіе послѣднихъ восьми недѣль. Но и упомянутыхъ здѣсь такъ много, что они заслуживаютъ серіознаго вниманія центральнаго турецкаго правительства, если только оно въ самомъ дѣлѣ воодушевилось нынѣ желаніемъ блага райѣ.

Характеристическая черта, которою отличаются всѣ эти преступленія состоитъ въ томъ, что они не совершены разбойничьими шайками, отверженцами общества, противъ коихъ оно принимаетъ и средства обороны и которыхъ въ здѣшнемъ краѣ нѣтъ. Въ основе характера здѣшнихъ убійцъ не лежитъ злая и извращенная воля, которая руководить преступникомъ въ Европѣ. Эти свойства европейскаго преступника замѣнены здѣсь увѣренностью магометанина въ своемъ прево-

29 

сходстве надъ христіаниномъ, отъ своего рожденія предназначеннымъ къ аду и куда чѣмъ скорѣе онъ отправится, тѣмъ лучше для „правовѣрнаго". Отсюда циническое отношеніе къ жизни христіанина, развившееся и окрѣпшее подъ сѣнію безнаказанности преступленій противъ райевь, — необходимое слѣдствіе того, что агенты турецкой власти, несмотря на внѣшній европейскій иногда лоскъ, въ глубинѣ своей души вполнѣ раздѣляютъ взгляды своихъ единовѣрцевъ на христіанъ ...

 


№ 3.

[Приложение к копии донесения В. Максимова отъ 25 янв. 1876 г. за № 20 Чрезвычайному и Полномочному Послу Ген. Адьютанту Игнатьеву].

Переводъ съ жалобы, поданной прилепскому каймакаму Раифъ эфенди жителями селенія Бучина

                Въ селѣ Бучинъ 8 января 1876 г.

Славнѣйшій Мудуръ-эфенди,
Мы, бѣдные райя, поклоняемся Вамъ, котораго Государь нашъ назначилъ защищать насъ отъ всякаго зла и несправедливости. Вы — нашъ Богъ, отецъ и мать. Вы должны спасти насъ отъ злодѣевъ. Мы — Ваши райя и рабы и овцы Государя, обращаемся къ Вамъ и къ Богу, потому что Вы — Богъ на землѣ, а Богъ-же-на небѣ. Онъ предалъ Вамъ землю управлять. Мы зависимъ отъ Васъ и Вашей шеи и здѣсь, и на другомъ свѣтѣ. Что пастухъ для овецъ, то Вы для насъ; и поэтому просимъ Васъ со слезами спасти насъ отъ гибели Мы не смѣемъ оставаться у себя, ни выхождить изъ дому. Не смѣемъ отправиться на базаръ, ни [въ лѣсъ] за дровами. Не владѣемъ ни женами, ни дочерьми, ни овцами, ни лошадьми, ни волами, ни хлѣбомъ, ни садами, ни виноградниками, ни церквами, ни мельницами и пр. и пр. Мы должны все это продавать, чтобы давать имь [злодѣямъ] деньги. Всего хуже то, что, когда кто изъ насъ женится, то онъ долженъ имъ платить кому 2000, кому 1500, кому 1000 или 500 піастровъ. Мы просимъ Васъ покорнѣйше спасти насъ отъ этихъ злодѣйствъ или же прислать царское войско, чтобы оно перерѣзало насъ, или приказать намъ продать деревню и переселиться въ другое мѣсто; потому что нельзя больше переносить злодѣянія, которыя дѣлаютъ намъ нѣкоторые жители деревень Трновца и Пресилъ. Имена же злодѣевъ означены подробно въ особенномъ спискѣ.

Никто не имѣетъ понятія, что мы терпимъ отъ этихъ людей. Никому не могли до сихъ поръ жаловаться на это!

Узнавъ теперь, что Государь назначилъ для нашей защиты достойныхъ чиновниковъ, мы обращаемся съ просьбою: задержать ихъ, но никакъ не говорить имъ, кто Вамъ доставилъ эти свѣдѣнія; потому что въ такомъ случаѣ они перебьють всѣхъ насъ. Если желаете убѣдиться въ точности этихъ показаній, пріѣзжайте секретно (тебдилъ) или же пригласите насъ къ себѣ, чтобы мы Вамъ разсказали подробно. Но опять просимъ Васъ со слезами: действуйте поскорѣе, потому что мы погибли вмѣстѣ съ семействами и не знаемъ, что дѣлать и куда идти.

30 

Дѣйствуйте поскорѣе, потому что они къ будущему Воскресенью опять требуютъ у насъ 2000 піастровъ или головы наши. Дѣлайте, что возможно, пусть Богъ Вамъ поможетъ

            Село Бучинъ
    (мѣсто сельской печати мухтара).

[Следует „списокъ лицъ, дѣлавшихъ насилія" в селах Бучин и Пресил].
 


№ 4.

Россійско-Императорское Консульство въ Битоліи 18 Декабря 1876 года, № 245

Милостивый Государь Николай Карловичъ [1].

Честь имъю почтительнѣйше представить при семъ Вашему Превосходительству на благоусмотръніе въ копіяхъ мою записку о бѣдствіяхъ христіанъ въ раіонъ ввѣреннаго мнѣ консульства, а равно рапортъ отъ 25 Ноября 1876, № 238, и приложеніе при немъ, посланные своевременно Г. Чрезвычайному и Полномочному Послу, Генералъ-Адъютанту Игнатьеву.

Съ чувствомъ глубочайшаго почитанія и совершеннейшей преданности честь имъю быть,

            Милостивый государь,
        Вашего Превосходительства

    всепокорнѣйшимъ и почтительнѣйшимъ слугою
                В. Максимовъ.

Къ № 245.

Копія съ записки Надворнаго Совѣтника В. Максимова о бѣдствіяхъ христіанъ, находящихся въ раіонѣ консульства въ Битоліи.

[Записка составляет 108 страниц].

1) Отсутствіе общественной безопасности . . . Турецкія власти безсильныя защитить Христіанъ отъ свирѣпости своихъ единовѣрцевъ, употребляютъ самыя энергическія и дѣйствительныя мѣры для обиранія райевъ, взыскивая сполна всѣ разнообразныя тяготѣющія на нихъ повинности.

. . . Въ подтвержденіе сказаннаго я попытаюсь представить фактичесжй абрисъ бѣдствій христіанъ въ Монастырскомъ и Дебрскомъ санджакахъ.

. . . Здѣсь турки и геги (албанское племя) съ незапамятныхъ временъ безнаказанно убиваютъ христіанъ по одиночкѣ почти каждый день, при чемъ иногда оставляютъ тѣло разрубленнымъ въ куски.

31 

[Сообщен длинный ряд убийств и насилий за последние 5 1/2 месяцев в Битольском и Дебрском краях].

40) 6 Сентября 40 человѣкъ албанцевъ племени тоска вошли въ населенную деревню Богатско анасилицкаго уѣзда. Напавъ среди дня на домъ зажиточнаго христіанина Панта Микала, они подъ страхомъ смерти, вытребавали отъ него 1600 тур. лиръ. Самъ Панта Микала былъ взятъ въ плѣнъ и получилъ свободу послѣ того, какъ, подъ ятаганами, объявилъ, что даетъ въ даръ грабителямъ упомянутыя деньги.

47) 16 Сентября 170 албанцевъ (геговъ) изъ Дебры напали на христіанское селеніе Никёрово дебрскаго уѣзда. Они убили 4-хъ мужчинъ и 2-хъ женщинъ. Многихъ подвергли истязаніямъ, привѣшивая ногами къ деревьямъ и обкуривая въ этотъ положеніи дымящимися полыньями. Магометане вымогали такъ оть христіанъ деньги, которыхъ у нихъ не было. Все селеніе было разграблено и восемь домовъ сожжены.

48) Такой-же участи помянутые албанцы подвергли христіанскую деревню Бѣличицу дебрскаго уѣзда.

49) 17 Сентября шайка геговъ напали на христіанское селеніе Сирулу охридскаго уѣзда.

70) 130 дебрянцевъ, наполовину вооруженныхъ скорострѣльными ружьями, введенными въ турецкой арміи, напали 2 Октября на христіанскую деревню Яворецъ кырчовскаго уѣзда и увели 800 головъ мелкаго скота и 90 быковъ и коровъ. Эти же люди отняли скотъ отъ двухъ другихъ христіанскихъ деревень кырчовскаго уѣзда, и именно: у жителей Iехловца—50 быковъ и у жителей Югова—13 головъ того же скота.

Власть ихъ не преслѣдовала.

. . . Приведенныхъ фактовъ слишкомъ довольно для констатированія полнаго отсутствія въ этой странѣ общественной безопасности. Но имѣю честь повторить: здѣсь упомянута только ничтожная доля магометанскихъ злодѣяній за послѣдніе 5 1/2 мѣсяцевъ.

Я осмѣливаюсь это утверждать оттого, что, по общему увѣренію, напримѣръ: христіане въ Дебрахъ, составляющіе меньшинство населенія страны, задыхаются отъ нестерпимаго гнета мусульманскаго (гего-албанскаго) большинства. Трудно представить себѣ насилій, которымъ не подвергали бы ихъ албанцы. Отдавая послѣднимъ большую часть продуктовъ своего труда за право дыханія, право жизни, какъ подобаетъ истиннымъ закабаленнымъ рабамъ (положеніе, въ которое Каранъ ставить по отношение къ магометанамъ людей, „имѣющихъ к н и г у", священное писаніе, то есть, христіанъ и евреевъ), — они (дебрскіе христіане) все-таки ни на одинъ часъ не увѣрены въ своемъ существованіи. Ихъ положеніе характеризуется отчасти письмомъ охридскаго Преосвященнаго [Нафанаила] отъ 16 минувшаго Октября, написаннымъ въ отвѣтъ на мой вопросъ о жизни райевъ. Имѣя прямое отношеніе къ охридской епархіи, сосѣдней съ Дебрами и имѣющей магометанское населеніе, одноплеменное съ послѣдними, этотъ документъ даетъ, посему, идею о положеніи райи въ дебрскомъ санджакѣ. Вотъ вполнѣ точно приведенный изъ него отрывокъ. „О свирѣпствѣ . . . объ убійствахъ и грабежахъ въ нашемъ (охридскомъ) уѣздѣ нечего двоеумиться. Рѣдко

32 

проходить день безъ убійства; убиваются большею частію старшины и первые люди населенія. Коротко сказать: зулумъ (насилія) вообще, а если кто дневалъ въ живыхъ, тотъ сумнѣвается въ достиженіи завтрашняго дня. Вотъ какое положеніе нашего края!" . . . „Почему-бы кому-либо изъ Вашихъ людей не побывать въ сихъ странахъ и увѣриться въ бѣдствіи несчастнаго человѣчества ? Вѣдь въ Битоліи-то по одному слуху никѣмъ и ничему не вѣрится".

2) [Во второй части записки говорится „Объ отсутствіи въ турецкихъ судахъ правды", — на 26 страницахъ].

3) Бѣдствія, терпимыя христіанами отъ турецкой администраціи, бекчи (полевые сторожи), откупщики десятинъ и усиленіе податей.

Притъсненія, которыя терпятъ христіане отъ Турецкой администраціи, можно раздѣлисть на прямыя и косвенныя.

Подъ именемъ первыхъ я подразумеваю насилія, исходящія непосредственно отъ турецкихъ администраторовъ; подъ именемъ вторыхъ — притѣсненія, совершаемыя разными органами правителей — насилія, терпимыя валіемъ и подвѣдомственными каймакамами.

Даже и въ „прямыхъ" насиліяхъ турецкій Генераль-губернаторъ и прочіе представители администраціи укрываются рѣшеніемъ административнаго Совѣта (меджлиси идаре), составленнаго, какъ и всѣ другіе совѣты, изъ христіанъ и мусульманъ. Послѣдніе имѣютъ въ немъ безусловное большинство; ибо вмѣстѣ съ членами-магометанами отъ жителей есть еще такъ называемые „натуральные" члены, нѣкоторые мусульмане-чиновники. Валій, мютесерифъ, каймакамъ вертятъ этими совѣтами по своему усмотрѣнію. Доказательства этого я имѣлъ честь саобщить въ донесеніяхъ въ Императорское Посольство. Болѣе поразительные факты, констатирующіе ихъ произволъ и открытое нарушеніе Дестура (книгъ съ законами) находятся въ рапорте отъ 15 Ноября 1875 г. №. 212. Они — особенно диковинны оттого, что были совершены вскорѣ послѣ обнародоважя реформаторскаго „Ираде", публикованнаго 20 Сентября въ формѣ визиріальнаго письма.

Кромѣ злоупотребленій административной власти въ родѣ тѣхъ, которыя были пречислены въ помянутомъ рапортѣ, есть бездна другихъ насилій, совершаемыхъ ежедневно людьми, которыхъ администрація ставить. Я хочу говорить о тираніи бекчіевъ (полевыхъ стражей), называемихъ здѣсь еще „поляками".

Зло, причиняемое ими христіанскому населенію, въ высшей степени разновидно. Оно обнимаетъ ежедневную жизнь поселянина: начинаясь даровою работою на поляхъ и лугахъ бекчія, переходить въ денежныя вымогательства, вмѣшательство въ отношенія крестьянина къ членамъ его семьи и въ частую бекчій убиваетъ не послушнаго его приказаніямъ сельскаго жителя.

Вотъ что говорятъ о полевыхъ стражахъ жители города Прилепа, приславшіе 11 сего Ноября во вверенное мнѣ консульство жалобу, скрепленную печатями разныхъ цеховъ:

„Наши деревни (отъ пролитой турками христіанской крови) стали похожи на мясныя лавки. Поселяне, безголосныя овцы, не считаются

33 

царскими подданными. Они имѣютъ другихъ государей, другіе законы: они должны безусловно подчиняться волѣ бекчія, назначеннаго администраціею для храненія поля. Но, будучи разъ назначенъ, бекчій дѣлается тираномъ, деспотомъ селенія. Онъ употребляетъ всевозможныя, гнусныя средства для достижежя своей цѣли. Самыя лучшія нивы — его и поселяне должны ихъ даромъ обрабатывать. Султанъ беретъ отъ десяти одно, а бекчи съ одного—десять. Приходящееся жалованье бекчи не беретъ во-время: оставляетъ деньги у поселянъ, требуя 100% и око масла. Жадность полевыхъ стражей къ богатству не насытима. Они отдаютъ сельскихъ дѣвицъ въ замужество тому, кто больше заплатить. Такимъ образомъ „поляки" нарушаютъ наши христіанскіе обычаи и обряды, ругаютъ нашу вѣру, крестъ, законъ и святыхъ. По праздничнымъ днямъ заставляютъ насъ даромъ на себя работать. Такъ цѣлая деревня обращается на несколько лѣтъ въ имущество „бекчи-бея".

Другой турокъ увидитъ, что такой-то турокъ обогатился, приходить къ деревенскому старостѣ и требуетъ у него печать въ знакъ того, что селеніе желаетъ имѣть его полевымъ стражемъ. Если староста откажетъ, будетъ убить. По этому деревня должна содержать четверыхъ и пятерыхъ „бекчи-дере беевъ".

Въ этой жалобѣ не перечислены многія, ежедневныя, мелкія сами по себѣ насилія, которыми однакожъ полевые стражи, какъ ядовитые паразиты, неустанно и не давая своимъ жертвамъ отдыха разъѣдаютъ благосостояніе христіанъ. Обо всѣхъ такихъ насиліяхъ подробно, на основажи оффиціальнаго турецкаго документа я имѣль честь доносить въ Императорское Посольство въ рапортѣ 5 Декабря 1874 г. за № 181.

Поляки (полевые стражи) доселѣ не перемѣнили характера своихъ дѣйствій, администрація знаетъ объ этомъ и терпитъ ихъ насилія и даже убійства, имѣя, быть можетъ, свою долю въ выгодахъ.

Отъ тираніи бекчіевъ особенно страдаютъ въ Монастырскомъ Санджакѣ уѣзды: Битолійскій, Прилепскій, Охридскій, Флоринскій и Кырчовскій съ ресненскою нахіею; въ дебрскомъ санджакѣ: дебрскій уѣздъ.

Другая язва, столь сильная, какъ бекчи, и также съ очевидною для себя пользою терпимая турецкою администраціею, саранча, съ жадностью истребляющая продуктъ христіанскаго труда и подвергающая христіанъ насиліямъ есть: десятинные откупщики. Хотя Сафьетъ-паша, увѣдомляя своихъ агентовъ, находящихся въ иностранныхъ земляхъ, о дарованіи султаномъ новыхъ реформъ населенію, и не колебался извѣстить Европу въ нотѣ отъ 12 минувшаго Октября о „прекращеніи въ Турціи десятиннаго откупа". Но слова Министра иностранныхъ дѣлъ Турціи: „La supressіom du systeme de fermage des dіmes, confіrmees par l'experіence des deux dernіeres anees, est-deja, un faіt acquіs", не относятся ни къ Монастырскому, ни къ Дебрскому санджакамъ, въ которыхъ помянутая система десятиннаго откупа со всѣми ея вѣковыми насиліями и злоупотребленіями, поражающими исключительно христіанъ, была сохраняема въ полной силѣ и въ 1875 и въ 1876 г.

У меня въ рукахъ множество аргументовъ, данныхъ самими жителями и подтверждающихъ полное господство этого зла.

34 

Вотъ нѣкоторые изъ нихъ самаго новѣйшаго времени:

1) Мюльтезимъ (откупщикъ десятинъ) Дели ага бралъ съ жителей Битоліи съ подгородныхъ хлѣбныхъ посѣвовъ (шегыръ-алты) 20°/о, а отъ городскаго винограда, что на стырчинѣ (названіе въ Битоліи виноградниковъ, находящихся близъ военнаго госпиталя) 16%. Жители жаловались битолійскому пашѣ; но онъ не прекратилъ зла.

2) Мюльтезимъ Халиль-спаги и Идрисъ Османь изъ деревни Пресильцы битолійскаго уѣзда ходили по домамъ христіанской деревни Мреноговой битолійскаго уѣзда, заходили и въ домъ священника и требовали, чтобы мреноговцы вмѣсто десятины натурою платили деньги, оцѣнивъ пшеницу въ 120 піастровъ за кило (въ монастырскомъ кило пшеницы до 90 окъ (270 фунтовъ) вѣсу), а ячмень — въ 100 піастровъ за кило (60 окъ или 180 фунтовъ вѣсу). Тогда какъ на базарѣ пшеница продавалась отъ 45 до 70 піастровъ за кило, а ячмень отъ 25 до 32 піастровъ.

Естественно, что мреноговцы не соглашались на помянутую высокую оцѣнку. Мюльтезимы грозили имъ смертью, убійствами въ случаѣ отказа. Поселяне приносили жалобу Битолійскому пашѣ, но онъ не прекратилъ насилія.

3) Въ деревнѣ Бѣлацерква битолійскаго уѣзда мюльтезимъ бралъ 14%;

4) Мюльтезимы: битолжскій патріотъ и радѣтель о бѣдныхъ Ибрагимъ эфенди Додаксызъ и братъ его Исмаилъ брали въ деревнѣ Долно-Сербце отъ зерноваго хлѣба и сѣна 14%, отъ винограда — 20%;

5) Тотъ-же мюльтезимъ Ибрагимъ эфенди Додаксызъ бралъ отъ жителей деревни Буковой, что близъ Битоліи, съ зерноваго хлѣба 15%, съ винограда и лука — 18%;

6) Магометанинъ мюльтезимъ Пашо родомъ изъ деревни Црнецъ, бралъ отъ жителей деревень Могила и Кукуречаны съ зерноваго хлѣба 12%, съ сѣна 14%, винограда 20%;

7) Мюльтезимы Исмаилъ и сынъ Зекманъ-аги брали у жителей Карамани битолійскаго уѣзда съ зерноваго хлѣба 14%, отъ сѣна и винограда 20%, съ шавара (трава, которою кормятъ буйволовъ) — 22%;

8) въ деревнѣ Раковой мюльтезимы брали отъ всѣхъ сельскихъ продуктовъ 20%—25%. . .

(следуют еще 6 примеров).

Всѣ эти насилія дѣлались на глазахъ паши, завѣдывающаго Манастырским вилаетомъ. Большинство жертвъ боялось приносить ему жалобы; но, мы видѣли выше, что нѣкоторыя изъ нихъ были поданы да остались безъ вниманія. Можно себѣ представить, что дѣлалось въ другихъ уѣздахъ Монастырскаго санджака и въ Дебрскомъ Пашаликѣ, въ которыхъ каймакамы обыкновенно въ стачкѣ съ откупщиками! Тамъ берутъ отъ 30% до 40%. По крайней мѣрѣ, такъ утверждаютъ жители Касторійскаго, Прилепскаго и Охридскаго и многихъ другихъ уѣздовъ. Провѣрить справедливость ихъ показаній—легко; но надобно, чтобы это сдѣлано было делегатами христіанскихъ государствъ.

Въ заключеніе моего изслѣдованія о насиліяхъ и грабежахъ десятинныхъ откупщиковъ, я долженъ упомянуть, что Призренскій и Ускюб-

35 

скій Санджаки, поля которыхъ пострадали при проходѣ баши бузуковъ действительно были избавлены въ нынѣшнемъ году отъ мюльтезимовъ; но только оттого, что боясь понести убытки, они не явились на торги. Sіc: турецкой администраціи все-таки хотѣлось продать десятину (ушуръ) и въ этихъ мѣстностяхъ.

Не подобныя-ли раззоренныя баши-бузуками страны припомнилъ Сафьетъ паша, когда говорилъ своимъ посланникамъ, что „la supressіon du systeme est un faіt acquіs"?

Мнѣ осталось констатировать бѣдствія христіанъ отъ увеличенія налоговъ и упомянуть о насиліяхъ, терпимыхъ ими отъ забтіевъ.

Прежде городское населеніе платило военную повинность (бедели аскерійе), заменившую унизительное имя „хараджъ", и опредѣленную подать (верги).

Въ теченіе послѣднихъ восьми лѣтъ сдѣланы вотъ какія измѣненія:

1) военная повинность оставлена на прежнихъ основаніхъ: ее платятъ всѣ райи (немусулмансюе подданые Турціи) отъ колыбели до самой смерти, часто и после нея.

2) Верги распалось на три вида

а) 3% со ста съ дохода недвижимой собственности (домовъ, лавокъ, огородовъ и проч.).

b) 4% съ тысячи отъ стоимости этого же имущества и
с) 3% со ста за патенты по ремеслу или промышленности (теметту или ихтибарійе), которые должны брать всѣ жители города, что нибудь дѣлающіе.

Поселяне до 1876 г. платили военную повинность и два первые вида верги; но въ нынѣшнемъ году они приглашены платить и третій видъ „верги".

Такимъ образомъ, послѣднія реформы царствованія покойнаго султана Абдульазыза въ окончательномъ своемъ результатѣ имѣли только увеличеніе прямаго налога съ христіанъ. Ибо диспозитивъ фирмана 30 Ноября/12 декабря 1875 г., опредѣляющій количество лѣтъ, въ теченіе которыхъ райя долженъ платить военную повинность, принесъ пользу только опять таки однимъ магометанамъ, выкупающимся отъ военной службы, такъ какъ за нимъ непосредственно слѣдовалъ приказъ великаго визиря къ генералъ-губернаторамъ: „бдительно слѣдить, чтобы этотъ государственный доходъ съ райи не уменьшился".

Посему въ общемъ итогѣ въ 1875 и 1875 годахъ послѣдовало значительное увеличеніе въ Монастырскомъ виляетѣ государстеннаго дохода (безъ сомнѣнія на бумаге; такъ какъ населеніе не можеть-же платить эти разнообразныя подати сполна), — другими словами послѣдовало усиленіе тягостей, возложенныхъ на христіанъ, умноженіе бѣдствій, переносимыхъ ими отъ турецкаго ига.

Чтобы подтвердить сказанное фактами, честь имѣю привесть здѣсь имеющую турецко-оффиціальную достовѣрность таблицу, представляющую сравнительное количество прямыхъ налоговъ въ нѣкоторыхъ селеніяхъ Монастырскаго виляета до 1875 года и въ 1876 году:

36 


 
  До 1875 года Въ 1876 году

Военная повинность

Верги

Военная повинность

Верги

Девять 12,976 піастр. 17,776 п. 21,600 піастр. 24,900 п.
Буково 13,124 22,571 21,200 29,800
Смилево 20,745 11,500 29,680 16,200
Орѣхово 1,730 1,900 2,870 2,400
Стругово 4,809 9,616 6,450 13,500
Влахце 4,889 4,142 5,890 5,220
Стрежово 2,869 4,171 4,200 5,540
Брусникъ 6,240 7,014 8,000 8,509
Свето Петко 8,338 14,883 13,480 21,200
Цапары 7,870 7,500 15,680 8,540
Опсирино 3,200 7,003 4,600 11,905
Сербце 2,764 3,360 6,538 6,200
Велушина 7,103 11,400 11,248 30/40 12,250
Пополжаны 6,600 7,100 9,146 27/40 11,167
Караманы 3,770 6,000 4,700 6,500
Христофоръ 2,080 1,340 3,750 2,920

Сверхъ прямыхъ налоговъ (военной повинности и тройной верги), сколько есть еще на поселянахъ и горожанахъ косвенныхъ! Хоть бы начиная скотомъ: съ каждой головы мелкаго скота платится 342 піастра подъ именемъ „агнамъ" или „джелебъ" (3 1/2 піастра выросли изъ 1 1/2 піастровъ, которые брали до администраціи знаменитыхъ Али и Фиада). „Агнамъ" взимается чиновниками въ Мартѣ мѣсяцѣ; а между тѣмъ иногда поселянинъ теряеть отъ безкормицы и мартовскихъ холодовъ половину перечисленнаго и оплоченнаго уже скота. Сверхъ сего, за продаваемые въ городахъ (нынѣ сборъ вводится и по торговымъ селеніямъ) шерсть, молоко, масло, сыръ поселянинъ платить 2 1/2 % въ видѣ новаго налога именуемаго „ресуматъ".

Виноградники платятъ прямой налогъ (верги) и десятину (ушюръ). Но этими двумя поборами опять таки не удовлетворяется турецкая власть: если владѣлецъ вздумаетъ изъ своего винограда дѣлатъ вино, — онъ, кромѣ патента (ихтибарійе), о которомъ было упомянуто выше, долженъ заплатить до 20 % „шерабъ гюмрюка".

Для его употребленія на годъ оставляется 200 окъ вина безъ платы упомянутой пошлины; но за нихъ онъ долженъ все-таки заплатить 7 1/2 піастр.

Къ сказанному надобно прибавить, что весь ресуматъ сдается на откупъ и откупщики, безъ сомнѣнія, стараются взять больше, чѣмъ слѣдуетъ по уставу. Администрація, которая въ ихъ пользѣ имѣетъ свой quote-part, смотритъ на всѣ злоупотребленія сквозь пальцы.

Но въ помянутыхъ-ли только поборахъ заключаются прижимки, какія терпятъ христіане отъ турецкой власти и ихъ клевретовъ? Д „канъ-парасы" (право рѣзки скота)—также видъ росемата; „кантаръ парасы" (деньги за взвѣшиванье) ... А пошлины, которыя по уставу платятъ поселяне за рубку дровъ въ своихъ лѣсахъ и ихъ излишекъ, вымогаемый съ крестьянъ въ свою пользу лѣсевыми турецкими чиновниками, . . . сло-

37 

вомъ, всѣхъ этихъ поборовъ, установленныхъ правилами, если исключить изъ нихъ злоупотребленія, такъ много, что христіанину не оставалось возможности уплачивать сполна. Онъ стонетъ, задыхается подъ ихъ гнетомъ. Люди болѣе энергическіе бѣгутъ въ Сербію, Румынію и Грецію; но большинство гибнет ь въ своихъ убогихъ хижинахъ, живя въ нихъ вмѣстѣ съ поросятами и питаясь хлѣбомъ, испеченнымъ изъ ячменя, перемѣшаннаго рожью. Мнѣ нѣтъ нужды говорить, что глаза этихъ страдальцевъ, помутившись отъ слезъ и органическаго истощенія, тоскливо обращены исключительно къ Россіи, откуда ждутъ они себѣ помощи.

Но въ моей запискѣ былъ-бы значительный пробѣлъ, если-бы я ни слова не сказалъ о насиліяхъ, которыя терпятъ христіане отъ забтіевъ. Власть турецкая созналась и призналась передъ Европою въ злоупотребленіяхъ этихъ людей. По этому мнѣ [нѣтъ] нужды представлять въ подтвержденіе моихъ словъ факты, которые и нѣтъ возможности перечислить; такъ какъ каждое селеніе даетъ несчетное число случаевъ, подтверждающихъ, что забтіи, по прежнему, останавливаясь въ деревнѣ, кормятся сами цыплятами, ягнятами; требуютъ отъ крестьянъ медъ, кофе и иногда по янычарскому обычаю „дишь парасы" (зубныя деньги); кормятъ даромъ свой скотъ; а въ заключеніе требуютъ отъ старость удостовѣреніе, что имъ заплачено сполна все, что слѣдуетъ. Эта горькая насмѣшка надъ правами христіанъ есть уже послѣдствіе новаго времени, слѣдъ послѣднихъ реформъ; то, чѣмъ можетъ, когда нужно, укрыться турецкая власть отъ заявленій Европы, чѣмъ можетъ она дать dementі мнѣ и всѣмъ, кто сталъ-бы обвинять теперешнихъ забтіевъ въ насиліяхь деревенскихъ жителей.

Я кончилъ записку о бѣдствіяхъ христіанъ, находящихся въ раіонѣ ввѣреннаго мнѣ консульства.

Настоятельная нужда, основныхъ измѣненій въ положеніи райевъ вытекаетъ съ избыткомъ изъ всего сказаннаго, изъ коего видно и то, насколько приведены въ исполненіе реформы, декретированныя покойнымъ Султаномъ Абдульазызомъ въ послѣдніе мѣсяцы его царствованія.

Мнѣ остается указать преобразованія, которыя ждетъ христіанское населеніе и которыя, въ самомъ дѣлѣ, могли-бы облегчить егэ горькую участь.

Но о нихъ, по мѣрѣ своихъ силъ и способностей я буду говорить, если есть еще время, въ новой запискѣ.

Битолія, 13 Ноября 1876 года.

[К тому же № 245 приложена записка, содержащая программу улучшений в положении христианского населения].
 


№ № 5—7 (по-французски)


 

№ 8.

Копія съ донесенія Тит. Совѣт. Тимаева Господину Посланнику при Портѣ Оттоманской. Призренъ. 24-го Ноября 1866 г. № 64.

. . . По моему мнѣнію, фактъ низшествія Арнаутъ съ Малисойскихъ горъ въ Призренскія равнины, Дьяковской и Печьской нахій (каза), имѣетъ особое значеніе. Извѣстно, что Aрнаутлукъ разделяется на Гегалыкъ и Тоскалыкъ. Тоскалыкомъ въ настоящее время можно счичать отъ Адріатическаго моря до Архипелажскаго, т. е. до Лариссы и Воло и отъ Македоніи почти до греческихъ границъ. Гегалыкъ въ прежнемъ своемъ значеніи собственно сѣверная Албанія, однако нынъ народонаселеніе Гего-арнаутское разлилось на значительную отдаленность, именно Гего-арнаутскія села въ многочисленности находятся въ Призренскомъ санджакѣ и встречаются въ Нишскомъ и Скопійскомъ санджакахъ; къ сѣверу эти села доходятъ до Новаго Пазара. Ужѣ не говорю о принужденныхъ арнаутскихъ выселеніяхъ въ Болгарио и Малую Азію. Видно, что численность арнаутскихъ племенъ значительно увеличивается въ горахъ Малессіи, т. е. въ горахъ, проходящихъ по западной сторонѣ Дьяковской нахіи (уѣзда) и въ пограничныхъ съ нею горахъ Скутарскаго санджака. Албанскій народъ все болѣе и болѣе овладѣваетъ землями подъ свое народонаселеніе и можетъ быть скоро придется ему играть некоторую роль въ судьбахъ Европы; при всемъ томъ, что нынѣ еще большая часть его находится въ необразованномъ и почти дикомъ состояніи. Численность увеличивается; средства же къ существованію, въ означенныхъ горахъ, недостаточны. Тамъ въ рѣдкихъ мѣстахъ и небольшихъ размѣрахъ можетъ производиться хлѣбопашество и потому на низшествіе Aрнаутъ съ горъ должно, мнѣ кажестя, смотрѣть не какъ на случайное явленіе, но какъ на явленіе, происшедшее вслѣдствіе необходимости и стѣснительныхъ обстоятельствъ, хотя поводы, побудивцпе къ подобному движенію народа, могутъ быть совершенно случайными. Переселеніе арнаутъ съ горъ на равнины можетъ произойти совершенно незамѣтно, безъ всякихъ огласокъ и формальностей. Христіане, доведенные до отчаянія отъ арнаутскаго насилія, или потурчатся, какъ это случилось въ Печской нахіи съ нѣсколькими латинскими семействами, или же побѣгутъ и скроются гдѣ-нибудь въ другихъ селахъ или другихъ болѣе отдаленныхъ мѣстахъ. Можно предвидъть, что выселкамъ арнаутъ въ Дьяковскую нахію будутъ поставлены препятствія и противодѣйствія со стороны мусульманскихъ помѣщиковъ (агаларъ), на земляхъ которыхъ раскинуты латинскія села и, такъ какъ агалары заявятъ свои права, то очень легко можетъ случиться, что въ Дьковской нахіи латины останутся жить по прежнему.

44 

Того же самаго нельзя сказать о православныхъ въ Печьской нахіи, которые живутъ на своихъ земляхъ. Мы здѣсь часто видимъ, какъ арнауты насильно овладѣваютъ землями православныхъ христіанъ. . .

Историческія событія переселеній черкесовъ съ Кавказа, Татаръ изъ Крыма, Турокъ изъ Сербіи, Фандовъ изъ Мердитіи и переселеніе частей этихъ народовъ въ Призренскіи санджакъ — эти событія невольно должны поражать умы арнаутъ, которые смотрятъ на эти переселенія, какъ на принужденныя, какъ на изгнаніе изъ другихъ государствъ, а не какъ на добровольныя. Они задаютъ себъ вопросы если много лѣтъ тому назадъ множество Сербовъ переселилось въ Австрію, то отчего и остальная часть не выселится? Если Фанти переселились въ Призренскій санджакъ, то отчего они не переселятся далѣе или даже вонъ изъ Турецкой имперіи? До меня дошелъ слухъ, какъ положительный, что въ Печьскомъ межлисъ нѣкто хаджи Айдинъ произнесъ: „Какъ турки были изгнаны изъ Сербіи, такъ христіане должны быть изгнаны изъ Призренскаго санджака". Эти слова показываютъ, что желанія арнаутскія получаютъ нѣкоторую опредѣленность, и при настоящихъ обстоятельствахъ арнауты могутъ привести свои желанія въ исполненіе, такъ какъ турецкое правительсто еще до сихъ поръ, вотъ ужѣ скоро будетъ два мѣсяца со времени начальныхъ дѣйствій арнаутъ, положительно ничего не успѣло сдълать къ усмиренію возставшихъ.

Сплошному поселенію арнаутами Призренскаго санджака не представляются никакія препятствія. Турецкое правительство, повидимому, было бы очень довольно, если [бы] въ этой провинціи не было христіанъ. Со стороны же христіанскаго населенія отпора арнаутскому наплыву, ни въ коемъ случаѣ, не можетъ быть потому, что христіане здѣсь слишкомъ малочисленны и потому, что они страшно разъединены. При обыкновенномъ положеніи дѣлъ можно считать на одного христіанина по крайней мѣрѣ шесть мусульманъ арнаутъ, за исключеніемъ западной и южной окраинъ Призренскаго санджака, гдѣ чисто арнаутское населеніе. Что же касается до разъединенности христіанъ, то прежде всего мы видимъ, что они разделяются на православныхъ и латинъ. Послѣднихъ значительно меньше; но между приверженцами этихъ обоихъ вѣроисповѣдниій существуетъ постоянная вражда, чему виною служать латинскіе фратры и отчасти высшее латинское духовенство. О православномъ населеніи скажу, что оно тоже разъединено. Это разъединеніе преимущественно происходить отъ необразованности. Кромѣ того, православные столь угнетены, столь запуганы, что каждый заботится только о сохраненіи своей жизни, своего спокойствія и своего достоянія, опасаясь совокупнаго дѣйствія и не понимая объ общественной пользѣ. Турки окончательно забиваютъ христіанъ и при все томъ имъ говорятъ: „вы Власи (Валахи, т. е. православные) все еще сильны". Общая черта, въ отношеніяхъ православныхъ между собою, замѣтна та, что самыя ничтожныя причины производятъ между ними силнѣйшую вражду. Это можно замѣтить и въ городахъ и въ селахъ. Православная община преимущественно раздѣляется на Сербовъ и на Валаховъ, которыхъ первые презрительно называютъ Гогами. Первые почти что считаютъ послѣднихъ не христіанами, и они другъ друга

45 

не посѣщаютъ и между собою не роднятся. Потомъ прихожане часто недовольны своими священниками и иногда недовольны даже митрополитомъ. . .

 


№ 9.

Копія съ донесенія Колл. Ассес Тимаева Господину Послу при Е. В. Султанѣ. Призренъ. 26-го Октября 1868 г. за № 100.

Имѣю честь В. Пр-ву донести, что въ нынѣшнемъ году производился здесь рекрутскій наборъ. 250 человѣкъ рекрутовъ было отправлено въ Битолю. Малиссорскій фисъ Красники выслалъ девять человѣкъ, изъ коихъ только двое оказались годными въ военную службу. Изъ мѣстности же Люмы ни одного не было прислано и даже, когда къ нимъ посланы заптіе для привода людей, на коихъ паль рекрутскій жребій, тогда Люмляне двоихъ заптіе убили. Кромѣ того, Люмляне отказались платить подати и производили похищенія стадъ овецъ, всего до 7000 головъ въ продолжена прошедшаго лѣта, въ Дибрѣ и Тетовской нахіи.

Мудиромъ въ Люмъ въ послѣднее время былъ Дебрянинъ Сали-Демиръ, который управлялъ Люмой совершенно самовластно. Этотъ Сали-Демиръ вмѣстѣ съ Сали-Маркомъ извѣстенъ какъ дѣятель въ возмущеніяхъ послѣднихъ годовъ въ Дибрѣ. Оба они извѣстны тоже тѣмъ, что Хусни-Паша, бывшій Румелжскій Генералъ Губернаторъ, усиливался ими овладѣть, но вполнѣ не успѣлъ...

 


№ 10.

Копія съ донесенія Колл. Ассес. Тимаева Господину Послу при Е. В. Султанѣ. Призренъ. 8-го Апрѣля 1869 г. № 26.

Имѣю честь В. Пр-ву донести о происшедшемъ въ г. Печъ (Ипекъ), 20 и 21-го Марта возмущеніи мусульманъ, имѣвшее послѣдствіемъ постыдное изгнаніе Печьскаго Каймакама (Градоначальника) Хаджи Мустафы.

Мусульмане Печьской нахіи давно были раздражены жестокостями и вѣроломствомъ Хаджи Мустафы. Вь него два раза стрѣляли, послѣдній разъ въ Сентябрѣ прошлаго года. 10-го Февраля сего года нѣсколько Печьскихъ мусульманъ рѣшились во что бы то ни стало или убить или изгнать Каймакама.

20-го Марта на чарши въ г. Печѣ были поданы сигнальные знаки пистолетными выстрѣлами, послышались зловѣщіе клики „куку мене, недайте", выкликаемые мусульманами по-сербски, съ намѣреніемъ показать будто Христіанъ рѣжутъ, но собственно для того, чтобъ собрать бо'льшую массу народа. Тогда двѣ роты низама были выведены, чтобъ оцѣпить безпокойныхъ. Выводъ войска окончательно поднялъ на ноги всѣхъ турокъ, на улицы высыпало до 7000 вооруженныхъ и началась пальба и потомъ битва, во время коей были убиты, по неофиціальнымъ источникамъ, шесть человѣкъ, между коими четыре солдата низама.

46 

Солдаты принуждены были отступить къ дому мудира и возмутившіеся послѣдовали за ними. Мудиръ, или по-нынешнему Каймакамъ, затворился въ своемъ домѣ и такъ какъ къ вечеру значительно стемнѣло, то нападеніе было отложено на слѣдующій день. Ночь отъ 20 на 21-ое Марта была страшная для Печьскихъ жителей. По памяти старожилъ подобныя ночи бывали въ самое варварско-янычарское время, за 13 лѣтъ тому назадъ. Отъ страха седмь женщинъ преждевременно родили младенцевъ, изъ коихъ пятеро вскорѣ умерли, множество дѣтей и дѣвушекъ бросило въ горячку и лихорадку. . . На другой день вооруженныя толпы направились на домъ Каймакама, ломали ворота, нѣкоторые же взлѣзали на стѣну ограды. При этомъ были произведены выстрѣлы и несколько человѣкъ съ обѣихъ сторонъ тяжело ранены. Каймакаму удалось выйти изъ дома и потомъ изъ города, подъ прикрытіемъ 300 человѣкъ Рѣкалъ, подоспѣвшихъ къ нему на помощь. Онъ скрывался въ толпѣ провожавшихъ его войска и Рѣкалъ, не рѣшаясь сѣсть на коня изъ опасенія быть убитымъ. Раззлобленная толпа возмутившихся провожала его далеко за городъ, осыпая бранью.

Поводомъ ко взрыву негодованій Печьскихъ мусульманъ были слѣд. обстоятельства: домъ Печьской православной школы ныньшней зимой отъ тяжести снѣга обвалился, и христіане, съ разрѣшенія каймакама, начали строить новую школу. Между тѣмъ народу извѣстно было намѣреніе турецкаго правительства выстроить въ Печѣ казармы и когда мусульмане увидѣли, что каймакамъ благопріятно смотритъ, чего никогда не бывало, на предпринятіе христіанъ, то первые заключили, что начатая постройка назначается не въ пользу христіанъ, отъ коихъ всегда можно все любое отнять, но для правительственной цѣли и тогда возстали. Каймакамъ пытался настоять на своемъ въ силу фирмана, но Султанскаго фирмана Печьскіе мусульмане не признали. Съ каймакамомъ бѣжали изъ города протоіерей Стефанъ и архимандритъ Дечанскаго монастыря Кириллъ, руководившіе постройкою школы. Они скрылись въ монастырѣ Патріаршія, близъ Печа, однако и туда доходили мусулманскія угрозы убійствомъ, если они не удалятся, и потому они бѣжали въ Дечанскій монастырь. Печьскіе мусульмане составили коллективную жалобу на каймакама. Къ подписанію ея присоединили и тамошнихъ христіанъ. . .

 


№ 11.

Копія съ донесенія Ястребова изъ Призрѣна повѣренному въ дѣлахъ въ Константинополѣ отъ 31 марта 1880 г. № 64.

По прибытіи моемъ въ районъ консульства въ сентябрѣ прошлаго года я сообщилъ Импер. посольству объ убійствахъ и грабежахъ, отъ которыхъ христіане страдали во время войны и о грустномъ ихъ положеніи и послѣ войны. Между прочимъ я донесъ, что въ одномъ только Ипекскомъ округь съ сентября 1876 г. было убито 126 христіанъ, и ни одинъ убійца не былъ не только наказанъ, но и не арестованъ. Объ этихъ фактахъ я, въ разговорь съ англ. моимъ коллегомъ [Синджономъ], сообщилъ ему, и онъ не преминулъ донести маркизу Сэлисбёри...

47 

Повторяю снова, что положеніе христіанъ нисколько не улучшается. Постоянно получаю я свѣдѣнія о страданіяхъ христіанъ отъ насилія мусульманъ по разнымъ мѣстамъ здѣшняго края. Бесса, недавно заключенная между арнаутами и всѣми вообще арнаутствующими мусульманами, не убивать никого болѣе и не грабить, не относится надѣлѣ къ христіанамъ. Злодѣи по старому отнимаютъ у христіанъ пожитки и рабочій скоть и грозятъ еще имъ смертью, если бы кто осмѣлился заикнуться кому-либо о нарушеніи ими бессы. Христіане многихъ селъ принуждены и по праздникамъ съ ранняго утра и до поздняго вечера обрабатывать поля притѣснителей подъ страхомъ быть избитымъ до смерти, какъ настоящіе рабы. Злодѣи мусульмане не стѣсняются и открыто уничтожать христ. элементъ. Отмѣчу здѣсь два болѣе рѣзкіе факта мусульманскаго насилія. 12-го февраля ночью 10 конныхъ разбойниковъ напали на домъ Iована Груича въ с. Липовица на 1 1/2 ч. отъ г. Гилана и увезли у него на глазахъ яровой посѣвъ. 21 февраля явились они къ нему снова и увезли все движимое имущество за то, что онъ осмѣлился жаловаться власти за ихъ поступокъ. При этомъ поливали на его голову олово; такъ что Груичъ и теперь лежитъ безъ памяти. Въ ту ніе ночь на 22 февр. 13 злодѣевъ напали на домъ Ковачевича въ с. Партешъ. Связавъ его и двухъ сыновей его, разграбили все его имущество и вывезли все на его же волахъ, а послѣ подожгли все недвижимое имущество и въ концѣ концовъ нисиловали всѣ по очереди сноху Ковачевича Милену и его дочь Грозду. Теперь эта семья осталась безъ кола и двора и безъ куска хлѣба. . .
 

[Previous] [Next]
[Back to Index]


1. Н. К. Гирс — директор Азиатского Департамента.